История искусств
История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Возрождение античности

Донателло и конные монументы

Подавляющая часть произведений искусства, созданных во Флоренции в XV в., была посвящена религиозным сюжетам, и недооценивать важность христианской веры, ее роль творческого стимула и для художников и для заказчиков не следует.

Однако даже если языческие мотивы, включенные в христианский контекст, и были способны породить известные осложнения, серьезной проблемы для светского искусства они не представляли, а потому интерес к классике неизбежно вел к возрождению античных форм художественного выражения. Римляне отмечали свои военные победы конными монументами. В Средней и Северной Италии XIV в. их вновь стало модно устанавливать на надгробиях кондотьеров.

Однако статую Эразмо да Нарни, прозванного Гатгамелата, кондотьера на венецианской службе, Донателло рискнул установить в Падуе на совершенно пустом месте. Использование бронзы, отказ превратить монумент в надгробие, установка его на открытом воздухе, на самом видном месте города, — все напоминало конную статую Марка Аврелия,— один из античных бронзовых памятников, стоявших перед базиликой Сан Джованни ин Латерано в Риме. Версия Донателло на эту тему гораздо ближзе к своему классическому прототипу, чем средневековые статуи, непосредственно к нему восходящие.