История искусств
История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Искусство Китая. 600–1368

После падения Ханьской империи (220 н. э.) Китай почти четыре века оставался раздробленным. На севере кочевники основали новые царства, усвоили образцы китайской культуры и стали влиятельной силой. Нашествие кочевников явилось причиной миграции огромных масс населения на юг страны, который стал центром духовной и культурной жизни Китая.

Нестабильность и беспорядки подорвали веру в конфуцианскую идею, что государство чиновников, основанное на системе строгой иерархии и взаимного уважения, будто бы гарантирует гражданский мир и спокойствие, и способствовали распространению религий, проникнутых исключительно жизнью духа, особенно буддизма, который проник в Китай из Индии еще в эпоху Хань.

Значительные суммы, потраченные на строительство буддийских монастырей, храмов, возведение гигантских статуй Будды, свидетельствуют о возросшей популярности этой религии. Сами по себе эти изображения, созданные в соответствии с индийскими прототипами, привнесли в китайскую культуру чужеродный элемент. Буддизм оказал глубокое влияние на эволюцию даоизма, который из философского учения, основанного на почитании законов природы, превратился в религию, со своими ритуалами, храмами и священными текстами.

Буддизм и даоизм не смогли полностью вытеснить конфуцианское учение, но они обогатили религиозную жизнь китайцев, позволив каждому выбрать из трех вероучений то, какое их больше всего устраивает. В этот период доминирующим становится даоизм, придававший большое значение самовыражению человека и его индивидуальности, что имело важные последствия для развития искусства.

На смену строгому соблюдению канонов приходит свобода воображения, а главным критерием искусства становится эстетический. Каллиграфия, поэзия и особенно пейзажная живопись — таков был ответ художников на требование даоистов воплощать суть законов природы, лежащих в основе всех проявлений жизни. Эстетическая концепция, возникшая в тот период, имела основополагающее значение для последующего развития китайского искусства.